Неотъемлемые помощники в деле разведки наиболее эффективной в мире спецслужбы (часть 2) / Блог компании ua-hosting.company / Хабр | Шпионские фотоаппараты и фотографирующие пуговицы

Источник: Неотъемлемые помощники в деле разведки наиболее эффективной в мире спецслужбы (часть 2) / Блог компании ua-hosting.company / Хабр

Даже имея доступ к конфиденциальным и секретным документам польза будет равна почти нулю, если у шпиона не будет возможности сделать их копии. Можно положиться на память и запомнить материал, потом записать с помощью блокнота и ручки, зарисовать. Довольно-таки неэффективный метод, если речь пойдет о больших объемах информации или передачи максимального количества информации в кратчайшие сроки. Возможность скрытно копировать документы решила бы многое в разведывательном деле.

В зависимости от определенных задач и целей, разведкой КГБ использовались различные типы фотокамер, да и само деление на шпионские и «нешпионские» было весьма условно: существовали специально произведенные чисто шпионские экземпляры, но в основном немного переделывались стандартные промышленные аппараты. В деле разведки «принимали участие» обычные камеры, которые не знали и малейшего изменения — например Фото-снайпер.

Фотоаппарат — самое старое техническое средство для фиксирования изображения, и со времени его изобретения разведчики во всем мире пользуются им для фотографирования всего, что представляет военный, экономический или политический интерес для их стран.

 

Ручной аппарат для фото-разведки

Фотоснайпер — камера наблюдения, выпускаемая с 1965 года на Красногорском механическом заводе (КМЗ). Аппарат, как и его предшественники ФС-1 и ФС-2, выпускался в виде ружья, такая устойчивая конструкция идеально подходила для задач слежки и наблюдения, поскольку позволяла делать хорошего качества изображения удаленных или движущихся объектов, например проходящих людей или проезжающих машин.

— А я бы Вьючковым стал, — говорит почтальон Печкин.
— Кем? Кем?
— Министром КГБ. Я бы всю страну этими самыми завалил, шпионами. Понимаешь, дядя Федор, вот ты хочешь учебники веселые сделать, а тебе говорят: бумаги нет. У тебя ничего и не вышло. Или вот Шарик — балбес, хочет страну продуктами засыпать. А ему говорят: вагоны кончились, вот и все, никаких тебе продуктов. А у меня в моем министерстве тихо и спокойно. Кто идет с фотоаппаратом, тот и шпион. Кто с лозунгом — лазутчик. Арестовывай всех подряд — и ты молодец.

Камеру активно эксплуатировали во 2 Главном управлении КГБ (контрразведка), 7 управлении КГБ (наблюдение), пограничники и разведывательные службы Восточной Европы (Министерство государственной безопасности ГДР Штази).

К слову мультяшный Шарик в известном Простоквашино получил в подарок именно такое фоторужье, правда, снабженное деревянным прикладом.


Меняй ружье на фоторужье!

Немного истории создания. Идея фоторужья была воплощена еще в 1882 году французом Этьен-Жюль Марейем, он считается создателем первого громоздкого сооружения с прикладом от винтовки и обычным объективом, расположенным в псевдостволе — Fusil Photographique. Во время Первой Мировой фоторужья использовались британскими авиаторами, была выпущена камера Mark III Hythe — копия американского пулемета Льюиса. В начале 1940-х годов в СССР тоже приступили к проектировке фоторужья, первый такой аппарат представлял собой фотокамеру ФЭД с мощным телеобъективом, который крепился на обычный винтовочный приклад.

Первая партия фоторужей «Фотоснайпер» в количестве всего 15 штук была выпущена в 1965 году на Красногорском механическом заводе. Главный конструктор, военный Сергей Малинский, создал гражданскую камеру угрожающего «боевого» вида. Вне внимания оказалось такое понятие как эргономика и эстетика: фоторужье получилось очень неудобным в использовании да еще и цвета хаки. Камера помещалась в стальную коробку, видимо чтобы пылиться на каком-то военном складе, ибо носить на себе такой аппарат — вредить спине и здоровью).


Красногорский механический завод (КМЗ)

В итоге дизайнерам пришлось немного поколдовать и… были внесены незначительные улучшения, изменен цвет объектива. Вес и неуклюжесть не помешали Фотоснайперу заполучить популярность у любителей природы и охотников, в качестве презента его дарили и министру обороны СССР Устинову, и Брежневу. Приклад для VIP делали из дорогих пород дерева. Да и при использовании фотоснайпера эмоции объекта попавшего в кадр «излучали» всю гамму.

Если вы, уважаемые фотолюбители, желаете получить снимок какого-нибудь политического деятеля не с белозубой улыбкой, а в проявлении искренних чувств, купите советский «Фотоснайпер». Как только вы его наведете на этого политика или бизнесмена, то вся гамма человеческих чувств будет отображена на его лице. Потому что он может подумать, что это очередное покушение на его жизнь

Фотоснайпер представлял собой фотокамеру Зенит-EС и специальный длиннофокусный фотообъектив Таир-З-ФС 300 мм, установленный на прикладе ружейного или пистолетного типа. В собранном виде это выглядело как автоматическая винтовка, снабженная спусковым механизмом. Имелся плечевой упор, с его помощью конструкцию можно было плотно прижать к плечу и делать «устойчивые фотовыстрелы» без использования тяжелого штатива.

Следует отметить преимущества фотоаппарата Зенит-ЕС:

  • зеркало постоянного визирования, позволяющее непрерывно (кроме момента экспонирования) наблюдать объект съемки
  • встроенный экспонометр (особенно ценный при работе с цветной пленкой)
  • рычажный взвод затвора
  • шарнирное крепление задней крышки

В камере Зенит-ЕС была дополнительная спусковая кнопка в нижней стенке камеры (для связи со спусковым механизмом ложи).

Камера поставлялась в штампованном алюминиевом футляре для хранения, в комплекте с объективом, пятью цветными фильтрами, оригинальным 35-мм объективом камеры, запасными пленками, кожаным ремнем для переноски, различными инструментами и другими аксессуарами. Футляр закрывался на замки с защелками.

Объектив Таир-3-ФС, фотокамера Зенит-ЕС крепились на кронштейне зажимным винтом. Ложа зажималась на кронштейне штативным винтом, а плечевой упор крепился на дне футляра пружинящими скобами. Как изображено на рисунке сверху, на крышке футляра располагались объектив Гелиос-44-2, комплект из пяти светофильтров, две кассеты, две отвертки, две крышки
В комплект входило пять светофильтров: Ж-2ˣ желтый, УФ-1ˣ бесцветный, Ж-1,4ˣ светло-желтый, О-2,8ˣ оранжевый, ЖЗ-2ˣ желто-зеленый. Цветные фильтры улучшали контраст при использовании черно-белой пленки. Фотокамерой можно было пользоваться и отдельно. Для этого вместе с комплектом поставлялся кожаный чехол и стандартная линза на 58 мм, она хранилась в крышке металлического контейнера. Такой контейнер-футляр можно было переносить на спине с помощью кожаных ремешков. Правда габариты фоторужья в рабочем положении составляли 140×235×560 мм, в футляре 170×210×390 мм, и весил такой аппарат в рабочем положении 2,9 кг, а в комплекте с футляром целых 5,5 кг.

При съемке одна рука оставалась на рукоятке ложи, нужно было крепко прижимать камеру к плечу, приводя аппарат в «боевую готовность», левой рукой взводилась рукоятка диафрагмы и рукоятка взвода затвора.

Технические характеристики:

  • формат кадра — 24×36 мм
  • ширина перфорированной пленки — 35 мм
  • число кадров — 36
  • выдержки затвора — от 1/30 до 1/500 с (автоматическая), «В» (от руки) и длительная
  • размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм
  • увеличение окуляра — 4,5ˣ

Хотя Фотоснайпер и разрабатывался для военного применения и носил официальное название «ручной аппарат для фото-разведки», он стал выпускаться и для массового потребления фотоохотниками, плюс ко всему успешно продавался за рубежом.

Изначально Фотоснайпер предназначался для советского рынка, потому и текст на корпусе камеры, на рукоятке и на контейнере — русский. Позже комплект был произведен для других стран Варшавского договора и маркирован как PHOTO SNIPER, в темносером футляре.

Сложный оптико-механический прибор требовал бережного обращения, необходимо было содержать его в чистоте, защищать от ударов, сырости и резких перепадов температуры. Хранить аппарат следовало в закрытом футляре, а объектив камеры оберегать от попадания пыли и грязи на поверхности оптических деталей, протирать оптические поверхности снаружи при помощи чистой мягкой материи или ваты, перед этим немного смоченными спиртом-ректификатом, эфиром, в крайнем случае, тройным одеколоном. Фоторужье предназначалось для съемки крупным планом, с успехом использовалось разведкой для фотографирования удаленных объектов и деталей. Объектив был снабжен механизмом быстрой фокусировки, что позволяло непрерывно держать
цель в фокусе.

КМЗ или Красногорский Механический Завод был производителем 35-мм камер Зенит и знаменитой камеры F-21 (Аякс), которая использовалась КГБ и другими разведывательными службами. После распада Советского Союза (СССР) завод продолжал производство аналоговых камер, но в 2005 году большинство производственных линий были окончательно закрыты. Единственная камера, выпускаемая компанией на данный момент, — панорамная камера Горизонт.

Советский миниатюрный фотоаппарат Аякс

В послевоенное время сотрудники КГБ пользовались дорогими немецкими фотоаппаратами Robot и миниатюрной камерой Minox. Из-за их высокой стоимости (400 — 500$ за комплект), сложности ремонта и отсутствия запасных частей, вскоре появился дефицит фотокамер в отечественном деле разведки. Лучшие советские конструкторы были привлечены к решению задачи номер один — разработке отечественных «шпионских» фотокамер. На то время еще не выпускались высокочувствительные фотопленки, потому отечественные портативные фотокамеры могли запечатлеть объекты на расстоянии не более 5-6 метров. Уже в 1948 году мир увидел первый опытный образец миниатюрной Аякс-8. С помощью камеры в условиях достаточного освещения и правильно подобранной экспозиции получались снимки хорошего качества.


Аякс-8

В 1949 году был выпущен Аякс-9 (Ф-1), с которым в 1965 году космонавт А.А. Леонов отправился в космос. Закрепив камеру под пуговицей, советский космонавт проделал попытку сфотографировать космический корабль со стороны. Увы, из-за дефекта скафандра этого сделать не удалось. Камера была с более совершенным механизмом взвода внутренней пружины, при нажатии кнопки спуска затвора и перемотки пленки срабатывал затвор и производился снимок, а при отпускании кнопки, пленка автоматически перематывалась на один кадр и взводился затвор. За один полный взвод внутренней пружины делалось до 15 снимков.


Аякс-9

В 1951 году была разработана более стабильная и надежная компактная фотокамера Аякс-11, затвор и механизм перемотки пленки работали гораздо тише чем у предшественников. Весила такая камера 180 грамм без объектива, дистанция съемки составляла 2 — 8 метров и до бесконечности, механизм транспортировки был пружинный с предварительный взводом на 12 кадров.


Аякс-11

В 1952 году сотрудники государственной безопасности и органов внутренних дел получили для работы новую модернизированную модель — Аякс-12.

Фотокамера изначально была предназначена для сотрудников спецслужб. Аякс -12 — также известен по заводскому обозначению Ф-21 — представлял собой механическую миниатюрную камеру наблюдения с механизмом подачи пленки, выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1951 и по 1995 года. Во время холодной войны камера была очень популярна в советском разведывательном агентстве КГБ и его родственных организациях в других странах Варшавского договора, таких как Штази.

Габариты камеры составляли около 7 х 5,5 х 2,5 см, без учета объектива.

На фотокамерах был выгравирован только цифровой номер: первые цифры указывали на год выпуска, затем порядковый номер экземпляра. Ф-21 использовался агентами разведки для негласной фотосъемки. С помощью пружинного двигателя перемотки и взвода затвора была возможность сделать несколько последовательных снимков.

В заводской комплект поставки фотоаппарата Аякс-12 входили:

  • фототросик дистанционного управления
  • четыре кассеты для фотопленки по две в специальной металлической укладке
  • улучшенная модель резака для фотопленки

Из-за своего небольшого размера и простоты эксплуатации, Ф-21 идеально подходил для секретных операций. Были разработаны разнообразные механические конструкции и приспособления, появилась возможность пользоваться камерой практически в любой разведывательной операции. Камеры маскировали, начиная от пачки сигарет и заканчивая женской сумочкой.


Вариант размещения под одеждой радиостанции «Кама» с микрофоном-динамиком и фотоаппарата «Аякс-12» с дистанционным управлением, 1950 гг. (из архива Keith Melton Spy Museum)

Кнопка/пуговица устанавливалась на объектив камеры. Конструкция работала на подобии раздвижных дверей, которые расходились во время съемки. Как только изображение было сделано, створки возвращались в исходное положение.

На практике это происходило настолько быстро, что человеческий глаз едва ли мог это разглядеть. Пуговица выглядела реалистично: 4 отверстия, нити протянутые в них. На пульте дистанционного управления находился небольшой рычажок, который позволял изменять значение диафрагмы объектива.


Фотоапарат Аякс-12, спрятанный в мужском зонте, можно приобрести за 2700 фунтов

Размер кадра составлял 18 x 24 мм, в то время как изображения снимались на пленку 21 мм. Такой финт ушами позволял делать качественные фотографии по сравнению с изображениями, сделанными на миниатюрных камерах тех времен с размером кадра 8 x 11 мм. Ф-21 можно рассматривать как полукадровую камеру. На смену Ф-21 в 1985 году пришел Ф-27 Неоцит, а в 1989 — Заход.

Некоторые специальные портативные камеры для негласной фотосъемки, пользовавшиеся спросом в СССР во времена холодной войны, шли с необычным форматом пленки — 21 мм. В большинстве случаев 21 мм пленка была не перфорированной. Поставка пленки толщиной 21 мм для Западных стран становилась настоящей проблемой, поэтому многие аппараты снабжались небольшим ручным режущим устройством, позволяющим из обычной перфорированной фотопленки 35 мм делать не перфорированную шириной 21 мм. Кроме ручных приспособлений существовали профессиональные резаки, такие как на фото ниже.


Специальный резак для изготовления фотопленки для Аякса

Аякс-12 или Ф-21 стал самым массовым советским специальным фототехническим устройством. Для аппарата было создано большое количество прикрытий, это позволяло применять его в самых разных ситуациях. После холодной войны был разработан коммерческий вариант фотоаппарата Ф-21 под названием Зенит МФ-1.

Сотрудники КГБ в обязательном порядке проходили основательный курс подготовки и тренировки для приобретения устойчивых навыков съемки. Существовали некие правила:

  • оценить, измерить, установить необходимое расстояние от объекта до объектива
  • оценить освещение (объект не должен получится слишком контрастным или затемненный)
  • место фотографирования должно безошибочно опознаваться в дальнейшем
  • определить и уточнить необходимую экспозицию
  • зафиксироваться в момент съемки (прислониться к неподвижному предмету)

Миниатюрным фотокамерам в оперативной деятельности КГБ придавалось особое значение. Они служили для «добычи» секретных материалов из сверхнедоступных мест. Миссия по разработке такой фототехники легла на плечи специального отдела НИЛ-11, здесь работали опытные сотрудники с офицерскими званиями.

ЗОЛА С-387

Фотокамера ЗОЛА стала первым специальным полноформатным (35-мм) фотоаппаратом с электронным управлением затвора. С-387 под кодовым названием Зола представлял собой камеру для скрытого наблюдения, была разработана в 1970 году на КМЗ в Красногорске для советской спецслужбы КГБ. Камера была изготовлена на основе серийной фотокамеры Зоркий-6, ей был добавлен угловой объектив. Аппарат был сконструирован для использования в двух вариантах размещения объектива — прямым и угловым. В комплекте шло два одинаковы объектива ИК-75ЛМ с элементами прямого и углового крепления. С-387 была в производстве по крайней мере до 1989 года. Как и в случае других такого типа советских камер, первые две цифры серийного номера обозначали год производства.

В С-387 был модернизирован пружинный механизм транспортировки пленки и взвода затвора, полностью взведенная пружина обеспечивала автоматическую съемку до 17 кадров. Дистанция съемки составляла от 5 метров и до бесконечности, размер негатива — 24 х 36 мм, при своих габаритах 120 x 95 x 45 мм весила камера 650 грамм (без учета кассеты). Аппарат ЗОЛА позволял работать в широком диапазоне освещенностей от 100 до 40.000 люкс без предварительной установки выдержки. ЗОЛА позволяла не беспокоиться о выдержке, она автоматически менялась электронной схемой с фоторезистором в качестве датчика освещенности. Все, что нужно было сделать агенту так это включить камеру, повернуть кольцо фокусировки, выбрать правильную скорость пленки и нажать спусковую кнопку затвора. Во время маскировки все действия производились при помощи механического или электронного пульта дистанционного управления. С-387 делала более качественные негативы чем Аякс-12, что было важно при распознании личности на снимках.

Какое количество документов «под грифом секретно» видела фототехника времен холодной войны сложно и представить. Дело этим не ограничивалось, кроме того контрразведчики активно занимались компрометацией сотрудников иностранных дипмиссий: “… например, в семидесятые — восьмидесятые годы 12 сотрудников американского посольства были отправлены домой, так как признались в том, что были сфотографированы во время половых контактов с русскими красавицами, а потом подвергались шантажу”.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *