Rozetka UA Rozetka UA Моторное масло - DiggerSite

DiggerSite

Rozetka UA Rozetka UA

Моторное масло

Дмитрий Горчилин, моторное масло

Как следует из названия, моторное масло применяется где-то в моторе. Поскольку из названия более ничего не следует, немного теории. Важнейшей частью двигателя является цилиндро-поршневая группа, наиболее нагруженной частью- поршень. Поршень меняет направление своего движения несколько десятков раз в секунду, даже в двигателе обычного легкового автомобиля испытывает механические нагрузки измеряемые тоннами. Форма поршня исключительно сложна, он рассчитан на некоторое изменение геометрии после разогрева до рабочей температуры. Прорыв газов в картер сдерживают поршневые кольца, компрессионные и маслосъемные.

Детали цилиндро-поршневой группы изготавливаются с минимальными допусками, от состояния геометрических размеров этих деталей зависит состояние двигателя, его мощность и экономичность, определяется потребность в капитальном ремонте.

КАК можно продлить жизненный цикл двигателя, как рационально расходовать топливо, как увеличить межремонтный пробег? Прежде всего- применять соответствующее моторное масло.

В двигателе моторное масло применяется, прежде всего, для смазки деталей двигателя. Детали испытывают колоссальные нагрузки, разогреваются до очень высоких температур. Без масляной пленки двигатель обречен. Вторая важнейшая функция моторного масла- охлаждение поршня, зеркала цилиндра и других наиболее нагретых деталей. Масло очищает двигатель от продуктов износа и нагара. Масло должно быть устойчиво и стабильно при разогреве до рабочих температур, при химическом воздействии прорывающихся в масляный картер газов.

То есть, моторное масло должно быть качественным, соответствующим рабочим условиям Вашего двигателя.
Как именно выбрать масло, по каким критериям?

Прежде всего, следует обратить внимание на применимость масла. По классификации API (американская) маркировка складывается из двух букв. Первая обозначает категорию масла (S для бензиновых двигателей, C для дизельных), вторая — уровень эксплуатационных свойств. Классификация ACEA (европейская). Классификация разделяет масла на три категории: A,B,E. Соответственно, бензиновые двигатели, дизельные двигатели малой мощности, дизельные двигатели для тяжелого транспорта. Цифра после буквы обозначает уровень требований.

Кроме того, существует такое понятие, как допуски и одобрения. Например, в руководстве по эксплуатации Mitsubishi Colt заявлено требование соответствия MB 229.1 или выше. Производители двигателей заявляют дополнительные требования, уточняющие стандарт.

Вязкость моторного масла по SAE. Классификация подразделяет моторные масла на 6 зимних классов и 6 летних. Выглядит примерно так: 5W-30. Цифра перед  W указывает на применимость для эксплуатации в зимних условиях. Запуск двигателя возможен при отрицательной температуре 40-цифра перед W, в данном случае, -35 градусов. При меньших температурах при запуске могут возникнуть проблемы, вплоть до механических повреждений двигателя излишне вязким маслом. Вторая цифра определяет применимость масла при эксплуатации в летних условиях. Физический смысл достаточно сложен, но если очень грубо- эта цифра показывает максимальную температуру воздуха при которой масло работает стабильно, сохраняет оптимальные характеристики. В соответствии с руководством по эксплуатации Mitsubishi Colt масло 5W-30 можно применять при температурах окружающей среды до +40. Для условий Украины можно рекомендовать так же 10W-30, ниже -30 температура воздуха у нас зимой, как правило, не опускается, жара более +40 так же бывает редко. Существуют масла с очень широким температурным диапазоном применимости, например, 5W-50. Их можно использовать от -35 до 50 с лишним градусов. Такие масла пригодятся тем, кто на автомобиле посещает другие климатические зоны.
Еще следует отметить очень важный момент- износ двигателя. Рационально использовать менее вязкое масло, потери на трение в двигателе падают. При большом износе лучше использовать более вязкое масло, оно (очень незначительно) улучшает компрессию, лучше заполняет пространство между изношенными деталями.

По технологии изготовления моторное масло разделяется на минеральное моторное масло, полусинтетическое моторное масло, синтетическое моторное масло.
Минеральное моторное масло получено путем переработки нефти, основой его являются высококипящие углеводороды. Это, как правило, недорогое, пригодное для нефорсированных двигателей масло. Если грубо- масло для бюджетных автомобилей с несложными двигателями.
Синтетическое моторное масло- его основой являются синтезированные химические вещества и соединения. Такое масло сохраняет свои свойства в более широком диапазоне температур, не боится морозов и перегрева. Это масло более стабильно, дольше сохраняет свои свойства. Только это масло может удовлетворить требованиям применимости в мощных двигателях современных автомобилей. Это масло для экстремальных температур и мощных двигателей, включая двигатели с турбонаддувом.

Полусинтетическое моторное масло занимает промежуточное положение между минеральным моторным маслом и синтетическим. Оно значительно лучше минерального, но уступает синтетическому. То же можно сказать и о его стоимости. Наиболее рациональный выбор для большинства случаев.
Особо следует отметить, что дизельное моторное масло, как правило, удовлетворяет более жестким требованиям. Дизель работает с большей степенью сжатия, детали испытывают значительно большие нагрузки. Да и ремонт дизеля обходится дороже, поэтому на дизельном моторном масле лучше не экономить.

Особо следует отметить моющие масла. Во время работы двигателя на его деталях образуются твердые отложения. Моторное масло имеет специальные присадки, вымывающие отложения, после они собираются масляным фильтром. Но в отдельных случаях этого недостаточно. Тогда при смене моторного масла заливают масло моющее. Ездить на нем нельзя, двигатель какое-то время работает на холостых оборотах, масло вымывает и очищает детали, вымывает грязь. После чего масло нужно заменить на рекомендованное производителем.
Масла различных марок нельзя смешивать, это может привести к резкому ухудшению качества масла, ухудшению работы двигателя.
Одно время были очень модны присадки к маслу. Почему-то считалось, что порошок или грязная жидкость с автобазара может вершить чудеса, резко улучшать свойства моторного масла. На деле- ведущие мировые производители имеют колоссальный научный задел, уж они то знают, как улучшить свойства своего продукта.

Приобретая моторное масло нужно рассчитать оптимальный объем закупки. Почему это важно? Масло угорает, его уровень нужно регулярно контролировать маслоизменительным стержнем (щупом). В случае снижения уровня ниже отметки его следует долить, при этом нужно использовать ту же марку масла. Сколько уйдет на угар? Сказать сложно, в руководстве по эксплуатации  Mitsubishi Colt отмечено, что угар может составлять до литра на 1000 километров. На практике такого не случалось, но примерно литр моторного масла сверх объема картера и масляного фильтра иметь нужно.

С какой периодичностью нужно менять масло? В инструкции по эксплуатации отмечен пробег, как правило, это 10 тысяч километров. Для форсированных двигателей и двигателей с турбонаддувом цифра может быть меньше, масло работает в более жестких условиях. Кроме того, в случае нечастой эксплуатации автомобиля, масло желательно менять и при меньшем пробеге, раз в сезон, со временем его характеристики ухудшаются.

Лучшее моторное масло- вряд ли можно однозначно его назвать. Масло это должно соответствовать руководству по эксплуатации Вашего автомобиля. Оно должно быть приобретено у хорошего поставщика. Не следует надеяться на масло из бочки где-то на автобазаре, качество его может быть непредсказуемым. При замене масла на СТО так же следует понимать- зачастую приобретается большая емкость с некой маркой масла (так дешевле), которое после используется для замены масла на автомобилях клиентов, зачастую без учета их индивидуальных особенностей.

То есть, моторное масло покупать нужно самостоятельно, в тех местах, где продавец может предложить широкий выбор и высокое качество. Масло должно соответствовать условиям эксплуатации автомобиля (прежде всего, температура) и требованиям руководства по эксплуатации.  Лучше не экономить на моторном масле, любая экономия может аукнуться серьезным и дорогим ремонтом. Отзывы о такой экономии не вселяют оптимизма.

Как же выбрать масло? Для примера можно воспользоваться руководством по эксплуатации Mitsubishi Colt. Предполагается эксплуатация автомобиля при температурах от -25 до 45 градусов, то есть, по SAE 15W-40 или 10W-40. Масло должно соответствовать MB 229.1

Здесь

или здесь

выбираем соответствующие позиции. Емкость картера 4 литра плюс 0,2 литра масляный фильтр, плюс некоторое количество на доливку- лучше брать 5-литровую емкость.

Счастливой дороги!

Текст был написан в свое время для одного сайта. Но денег не заплатили, не пропадать же добру

1 comment for “Моторное масло

  1. Василий Петров
    30.09.2015 at 09:37

    Хорошая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Aliexpress INTAliexpress INTAliexpress INTAliexpress INTAliexpress INTAliexpress INTAliexpress INTAliexpress INTAliexpress INTAliexpress INTAliexpress INT