Машина для проводки колонн в условиях возможности подрыва на мине

В ходе локальных конфликтов резко возрасла роль минного оружия. В частности, во Вьетнаме более половины американских военнослужащих были поражены именно с помощью минного оружия. На остальные все виды вооружений, от личного стрелкового оружия до самого технологичного на тот момент, сверхзвуковых истребителей и зенитных ракет, потери меньше.

Способность армии воевать определяется способностью доставлять в нужных количествах необходимые грузы- продовольствие, топливо, боеприпасы и т.д. В Афганистане головной болью стало обеспечение продвижения колонн, минирование приняло массовый характер. По отдельным оценкам, иногда до трети личного состава ОКСВА привлекалось для проведения колонн. Тот же Саланг всячески укреплялся, на расстоянии 20 километров размещались заставы с артиллерийским вооружением (Д-30), постоянное наблюдение и патрулирование- подрывы все равно случались.
Зачастую в качестве машины разминирования использовался танк Т-62. Поначалу противотанковая мина выбивала 2-3 трака и 1 каток, после мощность начали повышать, с самыми трагическими последствиями для советских военнослужащих. Не стояла на месте и конструкторская мысль, правда, выглядело это все достаточно глупо- усиливали днище, устанавливали распорки в отделении управления.

Известен механик-водитель танка, военнослужащий срочной службы, получивший звание Героя Советского Союза. Шутка ли- 6 подрывов и живой!

С острой проблемой минной войны столкнулась Родезия. Конструкторская мысль породила множество интересных вариантов повышения минной защиты. Статистика подрывов на минах в Родезии, собранная австралийскими учёными в рамках исследования Министерства обороны Австралии, показывает, что даже минимальная защита автомобилей от подрывов на минах ведёт к быстрому снижению человеческих потерь.

Отдельные виды советской боевой техники (например, ГМЗ-3, Гусеничный минный заградитель) имели повышенную защиту от мин. Ну как защиту, техника получала тяжелые повреждения, ее эвакуация в боевой обстановке была сопряжена с множеством трудностей.

По опыту войны в Афганистане советская военная мысль пришла к интересному выводу- Урал лучше КАМАЗа. При подрыве на мине мина находится дальше от водителя у грузовика капотной компоновки. Соответственно, опасность для водителя меньше. Но при этом машина зачастую получает критические повреждения, передняя подвеска, мост и двигатель обязательно разрушаются.

ГАЗ-66, подрыв на мине

Существует ли машина, которая может безопасно передвигаться по заминированным дорогам, которая может проводить колонны обычной техники? Да, такая машина существует. Правда, ни один нормальный человек не представлял сколь она хороша в такой роли.

Знакомьтесь, грейдер ДЗ-143. Вполне гражданский работяга, который видел каждый множество раз.

грейдер ДЗ-143

Чем же он так хорош? Он хорош тремя важными моментами:
1.Передние колеса находятся ДАЛЕКО от оператора, потому в случае подрыва воздействие на оператора и основную конструкцию будет достаточно слабым;
2.Он имеет бульдозерный отвал, которым можно убирать заминированные завалы с пути колонны;
3.Он имеет дополнительный отвал, который в случае подрыва служит защитой конструкции.

Использование грейдера для передвижения в случае минной опасности.

Для военных целей грейдер желательно оснастить дополнительной парой колес и грейдерным отвалом увеличенного размера- он защитит оператора и конструкцию от осколков. Само собой, бронированная кабина. Кроме того, желательно создать две конструктивно ослабленные зоны- в случае подрыва поврежденный элемент конструкции просто сбрасывается, машина движется до места ремонта на дополнительной паре колес (передний мост от грузовика).
То есть, отличие такой машины от любой другой в том, что после подрыва она не теряет подвижность. После подрыва из строя выводится только небольшой, относительно недорогой элемент конструкции.

Машина на базе грейдера известна, но это совершенно ни то.

Дорожная машина разминирования.
ОСНОВНЫЕ ТТХ:
Автогрейдер ДЗ-98
Ширина полосы траления, м:               
катковым тралом – 4,2;
устройством – УТПБМ мах – 100;
приставкой ЭМТ – 4,2.
Усилия под катковыми рабочими органами, кгс – 600-700;
Масса ДМР (с возимым ЗИП и сменными рабочими органами), кг – 30833;
Преодолеваемые препятствия: подъем (спуск), град -9-15;

То есть, это 30-тонное чудище, весит оно почти как танк. Да и стоит очень солидно. Но главное- у нее ДРУГАЯ задача. Ее задача- обеспечить движение колонны сквозь минные поля. Но при этом нужно достоверно знать, что минное поле там есть.
Вот еще пример, танковый катковый трал. У него так же ДРУГАЯ задача. Задача танка с тралом- прорубаться через минные поля при шурме укрепленных позиций противника, под огнем противника.

Т-54 с колейно-катковым тралом ПТ-54.

Вот видео военных колонн, последнее видео- российский патруль в Сирии. Танк с катковым тралом есть? Какая-то машина разминирования есть? А вдруг мина- что будет? Ну что.. Машины будут повреждены, члены экипажей ранены или убиты. Даже в мирной обстановке- есть гарантия, что злые бородатые ребята пакость не устроят?

Впереди этой колонны должен идти автомобиль способный переносить подрыв на мине с минимальным ущербом личному составу, без потери подвижности, с минимальными потерями в плане стоимости повреждаемых запасных частей.

Если у нас есть необходимость штурма инженерных заграждений противника- нам нужны катковые тралы и другие специальные машины. Но если нам нужно в условиях террористической опасности развести караулы или привезти топливо/боеприпасы/вещевое имущество со склада- танка с катками не будет. А подрыв может быть запросто- подрыв с гибелью людей и техники. Вот именно такая ситуация складывалась во время разрушения СССР в горячих точках. Каждую пограничную заставу, каждую машину с этой заставы танком с тралами обеспечить невозможно.
При этом в любой воинской части автомобили используются крайне активно. Достаточно несколько бородатых затейников с десятком мин чтобы парализовать перевозки и, по сути, жизнедеятельность воинской части. Эти затейники могут заставить выделить против себя колоссальные ресурсы- их же надо ловить, дороги надо сторожить, проверять. Эти караулы надо как-то распределить, после собрать, обустроить. При этом люди не смогут заниматься другими профильными вещами.

Грейдер машина, все же, тяжелая и достаточно дорогая- а можно дешевле? Можно. Знакомьтесь, автогрейдер ГС 10.08 на базе МТЗ 82.

Автогрейдер ГС-10-08

Вот здесь очень подробно и даже видео есть:

Вдуматься, грейдер НАВЕСНОЙ. То есть, его можно заменить на новый. Для военных целей эта машина не очень пригодна. Прежде всего, слишком усложнена, не надо военным столько гидравлики, да и подешевле должна быть. Кроме того, не бронирована. Не оснащена дополнительными колесами. Грейдерный отвал малой площади.
Но главное- в случае подрыва на мине пострадает только навесное оборудование. Самое ценное, жизнь водителя/оператора и конструкция машины НЕ пострадают.

Обязательно такой грейдер навешивать именно на трактор? Нет, необязательно. Он может быть смонтирован на армейском двухосном грузовике. При этом передние колеса грузовика подняты над уровнем дорожного полотна сантиметров на 20. Стрела выступает метра на 3-4 вперед. При этом в корпусе стрелы желательно сделать большую полость, на кубометр примерно. Военным всегда надо что-то возить, то воду, то топливо. Да и балласт на передние колеса не помешает. Сами колеса- опыт Родезии показал, что очень хорошо держат подрыв залитые водой колеса. Кроме того, имеются сплошные колеса, от артиллерийских систем.
При этом нужно понимать- для такой машины все это оборудование расходный материал. В случае подрыва выбросили и забыли. Потому и стрела и передний мост должны быть максимально дешевыми. Как вариант, ремонтные мосты со старой техники. Обязательно чтобы колея совпадала с колеей военных транспортных машин.
В последнее время в российской армии появилось целое семейство бронеавтомобилей- вот для них комплект навесного противоминного оборудования, дополнительные стрелы с мостами и отвалами, был бы очень и очень востребован. Увеличенная база и несколько увеличившаяся высота центра тяжести может на остойчивости и максимальной скорости сказаться не лучшим образом, не всегда удобно управлять такой машиной. Но главное преимущество перевешивает все недостатки- в случае подрыва на мине экипаж и конструкция автомобиля не пострадают. При чем, в отличие от специализированных инженерных машин эта машина сможет выполнять типичные задачи для автомобиля воинской части- перевозить личный состав, караулы, грузы. Даже если случится подрыв под задним мостом, за счет использования в мине механизма кратности, водитель не пострадает- он ДАЛЕКО от заднего моста. Ну а перевозимому личному составу можно рекомендовать разместиться поближе к кабине, в районе заднего моста разместить груз.

И еще одно пожелание, в передней части должна быть платформа с видеокамерой и дистанционно управляемая лафетная установка для стрелкового оружия. В случае визуального обнаружения взрывного устройства или похожего на мину предмета его можно попытаться расстрелять без выхода экипажа из машины.


20200821 Дмитрий Горчилин

Вместо послесловия:

Минный трал разработанный в Agrupamento do Serviço de Material de Angola (ASMA) в 1961м году. Автор девайса – лейтенант Марио Феррейро Диас.
Громоздкий, неудобный, неуправляемый, прикреплен к явно неподходящей машине.
Минный трал из Португальской Анголы.
Бульдозерного отвала нет, защитного отвала нет, управление примитивное, колес для движения в случае подрыва тоже нет.
Самоходный минный трал Hotnotsgot, он же Hottentotsgot – “Богомол”.
Это трал, ни дорожная машина а именно трал. Плюс подрыв на противотанковой мине для такой машины фатален. Отвалов нет.
Название на африкаанс – “Hottentotsgot“.

Всего армия ЮАР получила 13 таких самоходных тралов “Богомол” в 70-х гг.

Бронированный минный трал весом в 7 тонн с дизельным двигателем мощностью в 95 л.с.

Первая южноафриканская сапёрная машина такого типа. Кроме работы катковым тралом – детонация мин катками передних тележек (время замены повреждённого взрывом колеса – 20 минут) – на соответствующих (мягких) почвах машина разминирования могла выполнять и функцию ножевого трала, 20 ножей могли заглубляться в мягкую почву на глубину до 20 см.

Рабочая скорость – от 0 до 30 км/ч.

На особо опасных участках предусматривалось дистанционное управление этим самоходным тралом. Либо по проводам,  либо по радиоканалу (дальность в зоне прямой видимости до 500 метров).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *