К вопросу об Илон Маск и его первом пилотируемом космическом корабле Falcon 9 и Crew Dragon

Крайне удивила истерия вокруг этой новости. Для начала ссылка от БиБиСи

SpaceX Илона Маска запустил пилотируемый корабль Crew Dragon. Как американцы снова полетели в космос

Прекрасно сказано: “американцы снова полетели в космос”

Что же такого удивительного произошло? США на десятилетие утратили возможность доступа в космос без помощи России. Технология критичная, отставание опасное. У России закупались как услуги по выводу космонавтов так и двигатели для собственных ракет. Космические программы (вроде “созвездия”) пожирали огромные средства и проваливались. Сейчас они заново научились делать то, что могли делать в конце 20-го века.

Илон Маск здесь не является каким-то кудесником, это точно такой же подрядчик, который на государственные деньги выполняет работу для государства. Изменилась схема финансирования- раньше государство закупало ракеты и космические аппараты, сейчас государство закупает услуги по запуску людей и грузов на орбиту целиком.

Может это очень дешево? Отнюдь!

По оценкам американских специалистов, одно место на пилотируемой версии корабля Dragon стоит 55 миллионов долларов. Это намного дешевле стоимости одного места на аппаратах серии «Союз». Пилотируемая версия Dragon может похвастаться не только высоким комфортом для экипажа, но и относительно низкой стоимостью эксплуатации.
В документе отмечается, что по состоянию на июль 2019 года NASA за 70 мест для астронавтов на российских пилотируемых космических кораблях серии «Союз» заплатило «Роскосмосу» 3,9 миллиарда долларов (то есть в среднем 55,7 миллиона долларов за место), включая 373,5 миллиона долларов за 5 мест, полученных Boeing (в том числе от ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» по итогам урегулирования споров из-за «Морского старта»). Согласно отчету, с 2006 года до настоящего времени стоимость места на «Союзах» выросла с 21,3 миллиона до 86 миллионов долларов.

То есть, ценник заявлен на уровне 55 млн. Для каких условий- неясно, может для случая когда все места в капсуле будут заняты коммерческими пассажирами. То есть, цена может быть больше 55 миллионов. При этом российский/советский “Союз” ранее имел стоимость и ниже. Да и сегодня он дороже на треть от силы.

Покупая места на Союзе платят не только за железо. Это еще и отлаженная система подготовки космонавтов, отлаженная конструкция корабля, высочайшая надежность (тьфу-тьфу). Новый космический корабль М- это конструкция новая, которая наверняка имеет массу “детских болезней”. Потому до возвращения этой машины на Землю лучше особо шампанским не обливаться.

А теперь следите за руками: Запуск изначально оценивался в 3,14 млрд долларов, но после переноса еще подорожал. Вдуматься- два человека летели, стоимость должна быть 55*2=110 миллионов. По факту 3140 миллионов и еще подорожало. За это же в 30 раз больше!! Это совершенно безумная куча денег, больше 10 процентов годового государственного бюджета Украины. Бюджет роскосмоса за 2017 год порядка 27 млрд рублей. Это по текущему курсу порядка 400 млн долларов США. ОДИН запуск американского дарования- это оборот Роскосмоса за 7-8 лет.
Вдумайтесь- вот вам предлагают сделать некую работу на треть дешевле. Условия устраивают? Да? Отлично- мы ее сделали В 30 РАЗ ДОРОЖЕ! Все пост-советские коррупционеры на фоне такого ценника просто пацаны зеленые!

Солидная американская организация- это когда аутсорсерами нанимают не индийских студентов (Боинг 737 Макс) а житомирских программистов.

Может по доставке грузов разница в разы или на порядки? Совсем нет!


Россия пока сохраняет лидирующие позиции на коммерческом рынке доставки грузов в космос. Основным преимуществом отечественной космонавтики является более низкая, чем у конкурентов, стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки. По данным исследования РБК, средневзвешенная по количеству запусков последних пяти лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составила $6,3–8,9 тыс./кг. У США этот показатель – $12,5–18,8 тыс./кг, у Европы – $11,0–13,6 тыс./кг. У Китая стоимость доставки грузов на НОО приближается к российскому уровню и составляет $8,1–10,8 тыс./кг. Рыночная стоимость доставки грузов на геопереходную орбиту (ГПО) уже меньше различается по странам и составляет примерно $21–27 тыс./кг у России и $21–32 тыс./кг у США. Минимальная стоимость доставки 1 кг груза на низкую опорную орбиту для ракет Falcon 9 сейчас составляет около $4,3 тыс. При снижении этого показателя использовать американские носители станет выгоднее, чем российские: сейчас стоимость запуска «Протона» составляет $80–100 млн, ракета может вывести на низкую опорную орбиту 23 т груза ($3,4–4,4 тыс. за 1 кг)

У России для случая “Протон” с полной загрузкой стоимость доставки груза на орбиту даже чуть ниже.

К слову так, в этом году Россия в плановом порядке уже выполнила 7 запусков, включая пилотируемый, спутника навигационной системы, спутника СПРН. Никакой шумихи, рутина. Страны способные это сделать можно посчитать по пальцам одной руки. Страны которые ЭТО в текущем году запустили еще легче посчитать- одного пальца хватит.

Список космических запусков России в 2020 году

Список орбитальных космических запусков России в 2020 году

ДатаРакета-носительПолезная нагрузкаЗаказчикКосмодром/Старт.комплексРезультат
7 февраляСоюз-2.1б/Фрегат OneWeb (34 спутника) OneWebБайконур 31/6Успех[1]
20 февраляСоюз-2.1а/Фрегат Меридиан-М № 19Л ВКС РоссииПлесецк 43/3Успех[2]
16 мартаСоюз-2.1б/Фрегат Глонасс-М № 760 ВКС РоссииПлесецк 43/4Успех[3]
21 мартаСоюз-2.1б/Фрегат OneWeb (34 спутника) OneWebБайконур 31/6Успех[4]
9 апреляСоюз-2.1а Союз МС-16 РоскосмосБайконур 31/6Успех[5]
25 апреляСоюз-2.1а Прогресс МС-14 РоскосмосБайконур 31/6Успех[6]
22 маяСоюз-2.1б/Фрегат Тундра № 4 ВКС РоссииПлесецк 43/4Успех[7]
Планируемые запуски
июнь[8]Союз-2.1а Барс-М № 3 ВКС РоссииПлесецк 43/3
середина июля[9][10]Союз-2.1б/Фрегат Глонасс-К № 15Л ВКС РоссииПлесецк 43/3
23 июля[11]Союз-2.1а Прогресс МС-15 РоскосмосБайконур 31/6
30 июля[12]Протон-М/Бриз-М Экспресс-80 Экспресс-103 Космическая связьБайконур 200/39
сентябрь[13]Союз-2.1б/Фрегат OneWeb (34 спутника) OneWebБайконур 31/6
3-й квартал[14]Ангара-А5/Бриз-М ГВМ РоскосмосПлесецк 35/1
3-й квартал[15]Союз-2.1б/Фрегат Гонец-М № 27 Гонец-М № 28 Гонец-М № 29 Спутниковая система «Гонец»Плесецк 43/3
14 октября[16]Союз-2.1а Союз МС-17 РоскосмосБайконур 31/6
9 декабря[17]Союз-2.1б/Фрегат Арктика-М № 1 РоскосмосБайконур 31/6
11 декабря[11]Союз-2.1а Прогресс МС-16 РоскосмосБайконур 31/6
декабрь[9]Союз-2.1б/Фрегат Глонасс-К № 16Л ВКС РоссииПлесецк 43/3
4-й квартал[18]Союз-2.1а/Фрегат CAS500-1 Unisat-7[19] Unicorn 1[20] Arduiqube FEES ASTRU MicroSat[21] ELSA-d[22] GRUS-1B GRUS-1C GRUS-1D (FSTRA) GRUS-1E[23] Pixxel 1[24] MeznSat[25] Ярило (2 спутника)[26] Kepler (2 спутника)[27] SIMBA[28] Vigoride-1[29] SteamJet Lemur-2 1U Cubesat[18] Challenge ONE Зоркий НИУ ВШЭ ДЗЗ Сириус-ДЗЗ МКА ДЗЗ[30] KARIБайконур 31/6
4-й квартал[9]Союз-2.1б/Фрегат Глонасс-М № 761 ВКС РоссииПлесецк 43/3
Союз-2.1б/Фрегат OneWeb (36 спутников) OneWebВосточный 1С
Союз-2.1б/Фрегат OneWeb (36 спутников) OneWebВосточный 1С
Союз-2.1б/Фрегат OneWeb (36 спутников) OneWebВосточный 1С
Союз-2.1б/Фрегат OneWeb (36 спутников) OneWebВосточный 1С
Союз-2.1а/Фрегат Нейтрон ВКС РоссииПлесецк 43/3
Союз-2.1а/Фрегат Меридиан-М № 20Л ВКС РоссииПлесецк 43/3
Союз-2.1б/Фрегат Тундра № 5 ВКС РоссииПлесецк 43/3
Союз-2.1б/Фрегат Тундра № 6 ВКС РоссииПлесецк 43/3
Союз-2.1а Барс-М № 4 ВКС РоссииПлесецк 43/3
[31]Союз-2.1б Пион-НКС № 901 ВКС РоссииПлесецк 43/3
Союз-2 Раздан № 1 ВКС РоссииПлесецк 43/3

К слову так, ну почему же такая шумиха? Откуда истерия? Что делать с долгами М, которые добряче так за 10 млрд перевалили?

Приведу пример, случай из истории. Он никак не связан с вышеизложенным, просто в голову пришло.

Компания Южных морей

Компания Южных морей (англ. The South Sea Company) — английская торговая компания, финансовая пирамида. Предприятие было основано в 1711 году британским казначеем Робертом Харли. Акционерам было обещано асьенто — исключительное право на торговлю с испанской частью Южной Америки. В обмен на привилегии компания обещала выкупить государственный долг, существенно увеличившийся в ходе войн герцога Мальборо. При этом эти права основывались на успешном завершении Англией Войны за испанское наследство, которая закончилась только в 1714 году. Фактически, представленные права были не такими полными, как это предполагал основатель. Компания не предпринимала коммерческих мероприятий до 1717 года, тем более что уже в 1718 году дипломатические отношения между Великобританией и Испанией серьёзно ухудшились.

Тем не менее, в 1720 году курс акций начал быстро расти: с £128 в январе; £175 в феврале; £330 в марте; £550 в мае. Акции приобретали многие титулованные особы. Рекламируя имена этих элитных акционеров, компании удалось привлекать и других покупателей.

В июне 1720 года был принят королевский акт (отмененный в 1825 году), запрещавший публичную продажу акций акционерных компаний с ограниченной ответственностью без королевского устава, что косвенно служило защитой деятельности компании от конкуренции со стороны некоторых других компаний в районах Центральной и Южной Америки. Руководство компании распускало слухи, что Испания предоставила полностью свои порты в её распоряжение (на самом деле допускалось не более трех судов в год). Крах Миссисипской компании во Франции привлек капиталы из-за Канала. В результате цена акции увеличилась до £890. Исступление охватило всю страну — от крестьян до лордов — все приобретали акции, цена которых в начале августа достигла £1000.

В сентябре 1720-го началось резкое падение курса. К концу сентября цена акций упала до £150, а 24 сентября банк компании объявил себя банкротом. Тысячи инвесторов были разорены, в том числе многие известные деятели науки, культуры и представители аристократии (среди них были Джонатан Свифт и ученый в области физики и математики Исаак Ньютон)[1]. В частности, Ньютон потерял на крахе компании более 20 тысяч фунтов, после чего заявил, что может вычислять движение небесных тел, но не степень безумия толпы[2].

Предпринятое в 1721 году парламентское расследование выявило случаи мошенничества среди директоров компании. Некоторые из обвиняемых, в том числе казначей компании, бежали за границу. В результате расследования было выявлено, что многие члены парламента брали взятки за голос при принятии королевского акта. По результатам расследования к тюремному заключению были приговорены председатель правления компании Блайт и некоторые сотрудники казначейства.

Компания была реструктурирована и продолжала существование до окончательного закрытия в 1850 году.

Дмитрий Горчилин 20200602

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *